РЕНЕССАНС

НА ГЛАВНОЕ ВЕРНУТЬСЯ

В противовес средневековым догмам в философии возникло новое течение - гуманизм, утверждающее силу разума, ценность и значение человеческой жизни. Эпоха Возрождения в архитектуре начинается с творчества Филиппе Брунеллески. Брунеллески родился и вырос во Флоренции в семье нотариуса. Не обремененный "опытом предшествующих поколений", воспринявший эстетику гуманизма и изучивший архитектуру Античности Брунеллески смог совершить перелом в развитии архитектуры, который мы называем Ренессансом. Его Воспитательный дом сегодня не выглядит чем-то необычным, а тогда он просто произвел фурор. В конструктивном же смысле происходит замена каменного "готического" каркаса стеной. В средние века господа феодалы предпочитали селиться вдали от городов в фортификационных сооружениях - замках, а в связи с оживлением жизни в городах они стали строить себе городские "резиденции" - палаццо.
Это, по сути, те же замки (прямоугольник с внутренним двором), но т.к. нравы смягчились, стало возможным отказаться от башен, где в случае осады отсиживались хозяева и заняться декорированием фасадов. Появляется этаж - горизонтальный пространственный слой, масштабно соотнесенный с ростом человека, выраженный в архитектурных формах на фасаде. Палаццо бывают рустиковые и ордерные.На них можно отметить отличительные ренессансные черты.
Прежде всего, горизонтальные членения фасада на этажи. Ослабевание руста по направлению снизу вверх. Ордер (пилястры, полуколонны, сандрики над окнами) применяется не в масштабе всего здания, а в масштабе этажа, а вот карниз - наоборот, чрезвычайно массивен и соотносится со всем зданием. Интересны интерьеры позднего ренессанса. Его величайшим мастером был Микелянжело Буонаротти. Микелянжело был в большей степени скульптором, нежели архитектором. С этой точки зрения он создавал архитектуру как некий выигрышный фон для своих скульптур.
Сравните интерьеры раннего (Ф. Брунеллески - старая сакристия в церкви Сан Лоренцо) и позднего ( Микелянжело - капелла Медичи в той же церкви) Возрождения. Брунеллески еще очень уважительно обращается с Ордером, а Микелянжело с ним, можно сказать, просто играет - пилястра попала в угол - не беда, он "ломает" ее под прямым углом. Колонны и пилястры он сдваивает, меняет их ритм, ставит на них "разорванные" сандрики, раскреповывает стены и карнизы, придавая им дополнительную пластичность - это уже в чистом виде барочные приемы.

Сайт управляется системой uCoz